панель навигации
  • 8 800 101-92-72 единый контакт-центр
  • Главная
  • Контакты
  • En
  • 中文
ФГБУ «Институт стандартизации»
Подписка
Подписка




Все новости и публикации в области технического регулирования и стандартизации доступны при подписке на:
Чтобы отказаться от подписки перейдите по ссылке
Знак НСС Версия для слабовидящих
панель навигации
О нас
  • О нас

    • Миссия, видение, ценности
    • Новости
    • История
    • Руководство
    • Уставные документы
    • Структура
    • Противодействие коррупции
    • Информационно-справочные материалы
    • Работа в ФГБУ «Институт стандартизации»
    • Полезные ссылки
    • Охрана труда
    • Политика обработки персональных данных
  • Основные задачи

    • Официальное опубликование, издание и распространение документов по стандартизации
    • Федеральный информационный фонд стандартов
    • Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
    • Общероссийские классификаторы. Код организации-разработчика конструкторской документации
    • Взаимодействие с международными, региональными и национальными организациями по стандартизации
    • Стандартизация оборонной продукции
  • Направления деятельности

    • Разработка и сопровождение автоматизированных информационных систем
    • Редактирование и нормоконтроль проектов стандартов и иных нормативных документов в области стандартизации
    • Научная и образовательная деятельность
    • Автоматизированный банк данных «Продукция России»
    • Закупочная деятельность
    • Прейскурант
    • Национальная система сертификации
    • Подтверждение соответствия
    • Центр коллективного пользования «Экосистема стандартизации»
Ресурсы
  • Нормативное и правовое обеспечение

    • Правовые акты, определяющие деятельность организации
    • Типовые формы приказов национальной системы стандартизации
    • Основополагающие документы национальной и межгосударственной систем стандартизации
    • Разъяснения по вопросам распространения документов по стандартизации
  • Информационно-издательская продукция

    • Технические регламенты РФ
    • Нормативные документы национальный системы стандартизации
    • Стандарты Республики Беларусь
    • Стандарты Республики Казахстан
    • Международные стандарты
    • Национальные стандарты зарубежных стран
    • Нормативные и технические документы
    • Информационная продукция
    • Терминологические словари
    • Реестр добровольной регистрации стандартов организации
    • Указатели, сборники и каталоги стандартов
    • Издательская продукция
    • Журналы
  • Информационные центры

    • Российский информационный центр по стандартизации, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле - РИЦ ВТО (ТБТ/СФС)
    • Официальный российский информационно-аналитический портал «Стандартизация в Китае»
Услуги
  • Техническое регулирование и стандартизация

    • Предоставление документов по стандартизации
    • Проведение терминологической экспертизы стандартов
    • Выполнение переводов национальных и международных стандартов
    • Абонементное обслуживание
    • Экспертные заключения
  • Классификация и каталогизация

    • Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
    • Назначение четырехзначных буквенных кодов организациям-разработчикам конструкторских документов
    • Регистрация каталожных листов продукции
  • Оценка соответствия

    • Испытания
    • Сертификация и декларирование продукции
Обучение
  • Обучение

    • График научно-практических семинаров 2025
    • Приказ №188 от 21.11.2024 об утверждении календарного графика
    • График научно-практических семинаров 2024
    • Приказ №102 от 05.07.2024 об утверждении календарного графика
    • Контакты по вопросам образовательных мероприятий
    • Аспирантура
    • Научная и образовательная деятельность
Заключения
  • Экспертные заключения

    • Выдача заключений ФГБУ «Институт стандартизации»
    • Оформление заключения для таможенных органов
    • Оформление заключения для контрольно-надзорных органов
    • Прейскурант
    Сертификация и испытания
      Пресс-центр
      • Пресс-центр

        • Пресс-служба
        • Информационная картина в области стандартизации
        • Дайджест по стандартизации и техническому регулированию
        • СМИ о стандартизации
        • Заявка на подписку
      Контакты
        Обратная связь

          О деятельности ТК 334 «Канцелярские товары и школьно-письменные принадлежности»

          08.04.2019

          Источник: Канцелярские и офисные товары

          https://kanzoboz.ru/article/otraslevyie_gostyi_oschuscheniya_i_realnost/

          Отраслевые ГОСТы — ощущения и реальность

          В марте 2017 года начал свою работу национальный технический комитет по стандартизации «Канцелярские товары и школьно-письменные принадлежности» (ТК 334). За прошедшие два года в отраслевых СМИ неоднократно появлялись новости о мероприятиях комитета, разработанных проектах стандартов и их обсуждении. Но вопрос эффективности и востребованности работ по стандартизации по-прежнему остается открытым. Для прояснения текущей ситуации и понимания реальной картины происходящего, редакция KANZOBOZ.LIFE связалась с руководителями ТК 334.

          Дмитрий Мазин, председатель ТК 334:

          — Действительно, комитету уже два года. Не могу сказать, что всё происходившее в этот период было идеально, были и сложности, и недопонимания. Но все же общий тренд — на позитивные изменения и поступательное развитие отраслевой стандартизации. В своем прогнозе я опираюсь, как на общемировую, так и национальную практику. Всё больше отраслей начинают разрабатывать и внедрять профильные стандарты качества и безопасности продукции. Во многом это связано с сильно изменившейся экономической ситуацией, когда запросы потребителей на качественную продукцию растут, а их материальные возможности при этом сильно ограничены. Рынок канцтоваров в объёмном выражении достиг своего предела, оставаясь при этом заметно перенасыщенным продукцией низкого качества. Данная ситуация становится всё менее интересной для большинства конечных потребителей, и, соответственно, все менее приемлемой для производителей и дистрибьюторов.

          Одним из действенных механизмов улучшения ситуации является стандартизация канцелярской продукции. Стандарты определяют своего рода планку, установленную на том уровне, где начинается обоюдный консенсус по вопросу «функционал-качество-цена» для тех и для других. Всё что ниже планки, в большинстве своём это «чёрный ящик» — продукция, произведённая из неизвестного сырья, по непонятным технологиям с непрогнозируемыми свойствами. Которая продается и приобретается на свой страх и риск, без каких-либо гарантий.

          Евгений Мазин, руководитель экспертного совета ТК 334:

          — Но пока всё ещё популярно мнение о том, что стандарты не нужны, у изготовителей есть технические условия и сертификаты/декларации соответствия.

          На первый взгляд мнение кажется вполне логичным. Но оно в корне ошибочно — во-первых, ТУ в отличие от ГОСТов не удовлетворяют такому специфическому понятию как «доказательная база соответствия». Во-вторых, ТУ практически недоступны потребителям и оценить должным образом закладываемые изготовителем передовые и отличительные свойства продукции потребитель не может. А в-третьих, сертификация/декларирование хоть и подтверждают соответствие продукции техническому регламенту, но осуществляются в порядке и методами, установленными в ГОСТах.

          Здесь же, хочу ещё раз напомнить и подчеркнуть: назначение национальных стандартов — определять отнюдь не целевой, а лишь минимально необходимый набор функциональных показателей и потребительских свойств. То есть они призваны устанавливать основные базовые характеристики продукции, соблюдение которых обеспечивает и гарантирует потребителям минимальный приемлемый уровень безопасности при её использовании по назначению. Выпускать продукцию с характеристиками, функционалом и качеством выше, лучше, совершеннее этого минимума — неотъемлемое и неограниченное право любого изготовителя. Поэтому в корне неправильно считать, что национальные стандарты — это «стрижка под одну гребенку», попрание прав и свобод изготовителей. Стандарт — это своеобразный чек-лист, позволяющий изготовителю понять, способен ли и готов ли он в реальности изготавливать и поставлять потребителям более-менее нормальную продукцию или всего лишь её приблизительную имитацию. А вот насколько продукция будет качественна, конкурентоспособна, любима и узнаваема – зависит уже исключительно от самого изготовителя и национальные стандарты, со своим минимумом требований и условий, тут уже совсем ни при чём.  

          В целом мне примерно понятны причины сложившегося искаженного восприятия стандартов как сборников драконовских требований. Они действительно имеют под собой почву — в «дикие» девяностые-двухтысячные и разработчики стандартов и Ростехрегулирование успели наломать немало дров. Это и бездумное копирование положений зарубежных стандартов и технических отчетов, установление нормативных требований «на перспективу», эксперименты с «опережающей стандартизацией», полное пренебрежение к исходным данным и их достоверности, дублирование и взаимные противоречия смежных стандартов. Ближе к середине текущего десятилетия ситуация в корне поменялась — как с точки зрения восприятия целей и сути, так и с точки зрения законодательства. Регулятор, в лице уже Росстандарта, признал наличие данной проблемы и начал предпринимать весьма эффективные, на мой взгляд, меры по разгребанию и утилизации доставшегося «наследия». Именно поэтому ревизия, пересмотр и отмена стандартов — неотъемлемая часть текущей работы подавляющего большинства ныне действующих национальных технических комитетов по стандартизации.

          Национальный технический комитет по стандартизации ТК 334 является членом аналогичного международного ISO/TC10/WG18 «Drawing and writing instruments», представляя в нем интересы Российской Федерации в вопросах стандартизации письменных (в том числе школьно-письменных и художественных), а также чертёжных принадлежностей.

          Сергей Бабкин, ответственный секретарь ТК 334:

          — Дополню коллег, современные национальные стандарты — это единственный и безальтернативный на сегодняшний день путь к выработке и достижению согласия по вопросу «что такое хорошо и что такое плохо». И этот путь хорош тем, что в корне исключает лоббирование чьих-то личных интересов. В этой связи мне странно по-прежнему слышать за спиной, в лучшем случае, невнятные намеки, а в худшем — развесистую клюкву на тему «кто за этим стоИт и сколько это стОит». Все экспертизы и решения ТК проводятся голосованием и принимаются большинством, а это, на данный момент, семь компаний. Каждая из которых, будучи в здравом уме, навряд ли захочет принимать стандарт с требованиями, не отвечающими или противоречащими их возможностям и стратегическим интересам.

          Евгений Мазин:

          — Другой вопрос, что активность даже этих семи упомянутых компаний-хэдлайнеров пока ограничивается лишь рассмотрением проектов, разработанных в рамках текущей Программы национальной стандартизации. Официальных заявок на инициативную, проводимую вне Программы стандартизации, разработку стандартов в 2019 году на рассмотрение ТК 334 пока не поступало. Это не очень хороший индикатор, означающий что компании всё еще осторожничают и чего-то выжидают. Впрочем, могу их понять — сфера стандартизации достаточно специфична, требует определенных прикладных знаний и четкого понимания как устроена система технического регулирования, какова роль в ней стандартизации и как всё это интегрировано в торговлю, глобальные и локальные бизнес-процессы. Также многих настораживает тот факт, что ни один из разработанных на базе ТК 334 стандартов всё ещё не утверждён Росстандартом, из-за чего формальными результатами ТК пока похвастаться не может.

          Сергей Бабкин:

          — На текущий момент на рассмотрении ТК 334 находятся пять проектов национальных стандартов, в том числе три — на стадии принятия окончательной редакции и два — на стадии обсуждения окончательной редакции членами ТК 334. Шестой проект — на стадии доработки с учетом замечаний, полученных разработчиком по результатам публичного обсуждения. Среди них: два классификационных стандарта — ГОСТ Р «Канцелярская продукция. Общая классификация» и ГОСТ Р «Карандаши. Классификация и основные функциональные показатели»» два стандарта на термины — ГОСТ Р «Канцелярская продукция. Термины и определения» и ГОСТ Р «Детское творчество. Термины и определение», а также два стандарта технических требований — ГОСТ Р «Пластилин. Общие технические требования» и ГОСТ Р «Автоматические шариковые ручки и сменные стержни к ним. Часть 1. Общие требования и методы испытаний». Работа над указанными стандартами ведется в рамках Плана работ ТК 334 на 2018–2019 гг. В 2019 году в рамках реализации Перспективной программы разработки национальных стандартов ТК 334 на 2018–2022 гг запланирована разработка и принятие ещё четырёх стандартов, а также ревизия ряда действующих стандартов на предмет их актуальности.

          Сейчас в мире насчитывается более двух десятков действующих международных стандартов ISO на канцелярскую продукцию, локализованные версии которых применяются на территории стран Европейского союза, США, Японии, Южной Кореи.

          Что касается одобрения и утверждения проектов стандартов, действительно были сложности в операционной части — начиная с августа прошлого года и вплоть до конца января этого. Это было связано с затянувшейся процедурой согласования изменений в установочный приказ по ТК 334, включающий корректировку наименования и закрепленной области, актуализацию положений о ТК, включение новых членов и исключение ряда старых, фактически прекративших своё участие в работе ТК.

          В данный момент работа ТК восстановлена и ведётся в штатном режиме — Приказом от 31.01.2019 №148 Росстандарт утвердил все необходимые для продолжения нашей работы изменения.

          Евгений Мазин:

          — На фоне описанных перипетий, да и вообще в течение всего периода с начала создания отраслевого ТК, неоднократно возникало ощущение, что всё что делает и к чему стремится ТК нужно исключительно его членам, да и то не всем.

          В принципе, можно понять отсутствие официальных инициатив по новым разработкам, но сложно понять странное безразличие многих участников канцелярского рынка к обсуждению уже разработанных, готовых проектов. Объективно, для их обсуждения были созданы максимально возможные благоприятные условия. На портале KanzOboz.ru открыт специализированный информационный портал ТК 334, на котором оперативно публикуются все анонсы и уведомления. Кардинально увеличены сроки публичного обсуждения проектов — от 4-х месяцев до полугода, против 2-х обязательных месяцев. Организована система обратной связи — к ответам на запросы и предложения, подготовке комментариев и разъяснений исполнительные органы ТК 334 подошли максимально щепетильно и ответственно, оперативно отрабатывая и отвечая на все поступающие обращения. Но несмотря на эти меры, участие компаний в публичных обсуждениях проектов профильных, по сути, стандартов всё ещё остается весьма поверхностным и нерегулярным.

          Впрочем, если в уже далеком 2015 году ТК начинал создаваться по инициативе и при участии всего лишь трех компаний, увеличение числа активных участников более чем в два раза за менее чем два года вполне можно рассматривать как прогресс. И, должен отметить, профессиональный уровень специалистов этих компаний, участвующих в рассмотрении проектов стандартов, постепенно растет — их изначально субъективные мнения и личные пожелания все чаще трансформируются во взвешенные и обоснованные экспертные позиции.

          Сергей Бабкин:

          — Пользуясь случаем, хочу в очередной раз обратиться к участникам канцелярского рынка. И сказать, что без качественной нормативной базы не бывает цивилизованного, прогнозируемого и стабильного рынка. Исключений из данного правила не бывает, что доказывает опыт и развитых и передовых развивающихся стран. Если вы согласны с этим и готовы посильно включиться в работу по созданию и экспертному обсуждению национальных стандартов на канцелярские, школьные товары, продукцию для детского творчества — присоединяйтесь. Нет желания участвовать, но хотите высказываться — обращайтесь, задавайте вопросы, оппонируйте, делитесь сомнениями и соображениями — диалог будет полезен всем его участникам.

          Что же касается принципиально несогласных во всём — что ж, канцелярская отрасль не является исключением и развивается в соответствии с общими законами, тенденциями и логикой развития. Исключения, из которых, как показывает мой личный опыт, весьма редки, нерегулярны и кратковременны.

          Послесловие

          Когда верстался номер, стало известно о внесенной в Правительство РФ инициативе Росстандарта по борьбе с недостоверной маркировкой продукции знаком соответствия национальным стандартам. Согласно данной инициативе, уже поддержанной Минпромторгом РФ, штраф за несоответствие продукции заявленным ГОСТам будет составлять от 1% (первый выявленный случай) и до 3% (за каждый повторный случай) от годовой выручки компании-производителя (дистрибьютора).

           

          Вернуться к списку новостей
          • О нас
            • Миссия, видение, ценности
            • Новости
            • История
            • Руководство
            • Уставные документы
            • Структура
            • Противодействие коррупции
            • Информационно-справочные материалы
            • Работа в ФГБУ «Российский институт стандартизации»
            • Полезные ссылки
            • Охрана труда
          • Основные задачи
          • Направления деятельности
          нижний колонтитул
          Включение сведений в единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации
          Предоставление сведений из единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации
          Получение сведений, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений
          Получение информации о соблюдении требований технических регламентов
          Представлений пользователям информации по документам федерального фонда и их копий
          Отнесение технического средства к средствам измерений
          Двойные стандарты? Нарушено единство измерений?
          Расскажите нам о проблемах
          Госуслуги
          Госуслуги
          Решаем вместе
          Росстандарт
          • 8 800 101 92 72
            Единый контакт-центр
          • vk

           

          © ФГБУ «Институт стандартизации», 2025

          ФГБУ «Институт стандартизации» обрабатывает cookies исключительно с целью персонализации сервисов, и для повышения удобства пользования сайтом. Собранная информация третьим лицам не передается. Вы можете запретить обработку cookies в настройках Вашего браузера. Используя информационные ресурсы ФГБУ “Институт стандартизации” в сети Интернет, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookies и политикой обработки персональных данных. Чтобы ознакомиться с политикой обработки персональных данных и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.