Дайджест по стандартизации и техническому регулированию
Дайджест № 209
Участие ЕЭК в конференции «Регуляторная практика и регистрация лекарственных средств – РегЛек 2025»
6 июня 2025 г.
Ключевые вопросы совершенствования регулирования обращения лекарств, повышения эффективности регистрации и обеспечения доступа пациентов к качественным медикаментам представила заместитель директора Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Чинара Мамбеталиева на научно-практической конференции «Регуляторная практика и регистрация лекарственных средств – РегЛек 2025» в Москве.
Представитель ЕЭК выступила на пленарной сессии с докладом на тему «Основные направления развития общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза».
В частности, она рассказала об углублении процессов гармонизации требований к регистрации лекарств на основе единых подходов, расширении механизмов взаимного признания регистрационных процедур и результатов экспертиз, развитии инфраструктуры для взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, обеспечении транспарентности и прослеживаемости обращения лекарственных средств.
Источник: ЕЭК
Продавцы стройматериалов начали отзывать некачественную продукцию
3 июня 2025 г.
На рынке стройматериалов начал практиковаться отзыв некачественной продукции. Об этом рассказал руководитель Росстандарта Антон Шалаев на «Неделе российского ритейла».
Эффективность контрольно-надзорных мероприятий – это не столько наказания, сколько профилактика несоответствий. Росстандартом проведено свыше 22 тысяч профилактических мероприятий на рынке строительных материалов. При доведении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и национальным стандартам уже в 16% случаях контролируемые лица в добровольном порядке подтвердили информацию о нарушении обязательных требований и приступили к их устранению и отзыву небезопасной продукции.
С сентября прошлого года в России проводится эксперимент по госконтролю за отдельными видами стройматериалов и изделий. Среди них – кабельно-проводниковая продукция, различные виды цемента, радиаторы отопления, сухие строительные смеси. По результатам уже проведённых контрольно-надзорных мероприятий выявлено, что 67% продукции не соответствуют обязательным требования, в том числе 60% требованиям к качеству.
В дискуссии, модератором которой выступил заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной Думы РФ Артём Кирьянов, приняли участие представители Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Российского союза промышленников и предпринимателей, Международной Ассоциации «Антиконтрафакт», отраслевых объединений и участников рынка.
Также на полях сессии Росстандарт и Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между отраслевым объединением и ведомством. Участие в церемонии приняли руководитель Росстандарта Антон Шалаев и исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина.
Источник: Росстандарт
Стандартизация электронного машиностроения – в новом техническом комитете
3 июня 2025 г.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии создан новый технический комитет по стандартизации № 312 «Электронное машиностроение и специальные материалы».
В рамках утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Комплексной программы «Развитие электронного машиностроения на период до 2030 года» запланирован комплекс мероприятий по достижению технологического суверенитета в области обеспечения российских фабрик технологическим, контрольно-измерительным, испытательным и аналитическим оборудованием, материалами, химическими веществами и систем автоматизированного проектирования (САПР), используемым при производстве электронной продукции. Одним из основных барьеров на пути реализации поставленных задач в области развития отрасли электронного машиностроения является отсутствие актуальных нормативно-технических документов.
Деятельность ТК 312 будет направлена на разработку новых и актуализацию действующих межгосударственных и национальных стандартов Российской Федерации в сфере электронного машиностроения, учитывающих её полный охват, а также на снижение зависимости от иностранных решений в данной сфере, что позволит повысить качество продукции и услуг, а также способствовать развитию отрасли. Применение гармонизированной нормативной базы даст возможность проектировать, производить и реализовывать, в том числе на зарубежных рынках, отечественное технологическое оборудование для электронной индустрии. При этом новый технический комитет будет работать в тесном сотрудничестве с другими техническими комитетами, занимающимися стандартизацией в смежных областях – в первую очередь, с ТК «Электронная компонентная база, материалы и оборудование» (ТК 303), ТК «Сверхвысокочастотная и силовая электроника» (ТК 328) и ТК «Базовые несущие конструкции, печатные платы, сборка и монтаж электронных модулей» (ТК 420).
Функции по ведению дел секретариата нового технического комитета по стандартизации возложены на Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук (ИМАШ РАН), выступившего инициатором создания ТК. В состав технического комитета вошли 30 участников, в том числе, научно-исследовательские организации, предприятия промышленности, образовательные учреждения и отраслевые объединения.
Источник: Росстандарт
Первое заседание Межведомственной группы по противодействию незаконному обороту автомобильного топлива
4 июня 2025 г.
Под председательством руководителя Росстандарта Антона Шалаева состоялось первое заседание Межведомственной отраслевой рабочей группы по противодействию незаконному обороту автомобильного топлива при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В мероприятии приняли участие представители центрального аппарата ведомства, Минпромторга России, Минэнерго России, Роспотребнадзора и других органов власти, Российского топливного союза, Российского союза промышленников и предпринимателей, научных и образовательных организаций, технических комитетов по стандартизации и бизнес-сообщества.
Открывая заседание, Антон Шалаев подчеркнул важность комплексного подхода к решению проблемы незаконного оборота топлива и выразил уверенность в том, что деятельность рабочей группы будет способствовать формированию прозрачных и эффективных механизмов регулирования в сфере нефтепродуктов.
Одним из центральных вопросов повестки заседания стало обсуждение изменений в законодательную и нормативную правовую базу, регулирующую деятельность передвижных и контейнерных автозаправочных станций (ПАЗС и КАЗС). Свод поступивших предложений представил заместитель руководителя Росстандарта Александр Кузьмин. Участники обсудили предложения ведомства, разработанные на основе поступивших замечаний и предложений от профильных ведомств и организаций.
В ходе встречи участниками был рассмотрен проект Плана заседаний рабочей группы на 2025 год. В числе ключевых тем, запланированных к рассмотрению: проведение квалификационных испытаний новых и модернизированных топлив, применение маркеров для идентификации топлив, актуализация перечня стандартов, обеспечивающих требования технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011).
Источник: Росстандарт
Экологическую безопасность автотранспорта обсудили на конференции Ассоциации Автомобильных Инженеров
5 июня 2025 г.
Вопросы экологической безопасности автотранспортных средств обсудили на очередной научно-технической конференции, организованной Ассоциацией автомобильных инженеров (ААИ) совместно с ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». В работе конференции приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, отечественных предприятий – изготовителей автомобилей и автокомпонентов, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии представил заместитель руководителя ведомства Александр Кузьмин. Мероприятие традиционно прошло на площадке автополигона «НАМИ» под председательством президента ААИ, руководителя Центра испытаний «НАМИ» Дениса Загарина.
Участниками мероприятия рассмотрены вопросы в сфере безопасности автотранспортных средств – в частности, были обсуждены вопросы экологической безопасности и стратегии развития автомобильной промышленности до 2050 года, гибридизации общественного транспорта, обеспечения безопасности электромобилей, внедрения автомобильного транспорта с низким углеродным следом, в том числе, по внедрению новых технологий, касающихся силовых установок и альтернативных топлив. Также традиционно уделено внимание налаживанию связей и сотрудничества в области испытаний, разработки, производства, эксплуатации и сертификации (подтверждения соответствия) автомобильной техники.
В своем выступлении на пленарном заседании Александр Кузьмин рассказал о принятых решениях в рамках проведенного в апреле 2025 года совместно с Ассоциацией автомобильных инженеров во Владивостоке совещания по вопросам оценки соответствия единичных транспортных средств, в том числе о принятых ограничениях по количеству единичных транспортных средств, оцениваемых в сутки испытательной лабораторией, планируемых изменениях ГОСТ 33670-2015 в части включения в него отдельных положений из Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между испытательными лабораториями, уточнения ряда методик оценки соответствия единичных транспортных средств и исключения избыточных требований.
Кроме того, заместитель главы ведомства обратил внимание участников заседания на проводимые Росстандартом мероприятия по государственному контролю (надзору) на рынке автомобильной техники, а именно проверки грузовых автомобилей категорий N2 и N3, как по требованию Прокуратуры России, так и по отдельному поручению Правительства России, и меры, принимаемые в случае выявления нарушений требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), а также рассказал о планах по стимулированию владельцев транспортных средств к проведению ремонтного воздействия в рамках отзывных кампаний.
Источник: Росстандарт
Победители Национального органического конкурса получили свои награды
5 июня 2025 г.
В рамках мероприятий Форума тружеников села состоялось торжественное награждение победителей Национального органического конкурса.
В мероприятии приняли участие первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин, председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных, заместитель председателя Комитета СФ Сергей Митин, сенаторы РФ, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Ксения Шевёлкина, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию Антон Шалаев, руководитель Роскачества Максим Протасов, представители профильных министерств и ведомств, субъектов РФ, малого и среднего бизнеса.
Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Ксения Шевёлкина подчеркнула, что уже более шести лет ведется работа над формированием инфраструктуры рынка органической продукции в России. «Национальный органический конкурс стал одним из самых действенных инструментов ее продвижения. Несомненно, органическое сельское хозяйство должно стать не просто трендом, а стратегическим вектором, который определит в том числе будущее развитие отрасли», — отметила Ксения Шевёлкина.
В числе награждённых — регионы, производственные компании, торговые сети и образовательные организации, активно развивающие и поддерживающие сферу органической продукции.
Руководитель Росстандарта вручил награду в номинации «Лидер розничной торговли органической продукцией», победителем которой стало АО «Торговый дом Перекрёсток».
«Регулирование производства органической продукции в Российской Федерации – наглядный пример согласованности и взаимосвязи законодательства, нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов – таких, как стандарты. В России действует целый комплекс стандартов, определяющих единообразие терминологии, общие правила производства, маркировки и реализации продукции органического производства, порядок проведения сертификации, а целый ряд новых стандартов находится в разработке. Наша задача – поддержать производителей и укрепить доверие потребителей к органическим товарам», – отметил Антон Шалаев.
В состав конкурсной комиссии вошли представители органов государственной власти и организаций: Совет Федерации, Государственная Дума, Минсельхоз России, Минпромторг России, Торгово-промышленная палата РФ, Россельхознадзор, Росстандарт, Росаккредитация, Роспатент, Роскачество, Росмолодежь, Фонд «Органика», Евразийская экономическая комиссия и представители профессионального сообщества.
«Национальный органический конкурс за четыре года стал мощным драйвером системных изменений в отрасли, действенным инструментом продвижения и популяризации органической продукции. За все время существования конкурса получено более 1100 заявок от производителей, ритейлеров, средств массовой информации. География конкурса за четыре года увеличилась в три раза: заявки поступали из 63 регионов, а в голосовании по выбору Народного органического бренда в этом году приняли участие более 170 тысяч», — отметил руководитель Роскачества Максим Протасов.
Источник: Росстандарт
Формирование единого фонда стандартов Российской Федерации и Республики Беларусь для реализации совместных проектов
6 июня 2025 г.
Объединение преимуществ белорусских и российских товаров в определённых товарных группах может привести к появлению мирового бренда. Об этом заявил Председатель Комиссии Парламентского собрания по промышленности и торговле Сергей Митин в ходе совместного заседания Комиссий Парламентского собрания.
Необходимым условием для этого является создание единого фонда стандартов, в который вошли бы межгосударственные стандарты (ГОСТ), национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) и государственные белорусские стандарты (СТБ), применяемые при реализации совместных проектов.
Совместное заседание Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле, Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике и Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку, которое прошло в Великом Новгороде в очном и дистанционном форматах, включало рассмотрение более десятка вопросов по профильным направлениям – в том числе, о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в сфере стандартизации и метрологии.
На заседании выступил руководитель Росстандарта Антон Шалаев, акцентировавший внимание на взаимном участии белорусских и российских специалистов в работе национальных технических комитетов по стандартизации, которое ведется с 2023 года. Для такого взаимодействия определены почти пять десятков направлений, и они приносят результат. Кроме того, ведется анализ стандартов двух стран в приоритетных для взаимодействия сферах, что важно как для реализации совместных проектов в рамках Союзного государства, так и для международного сотрудничества. Фактически идет работа по формированию единого фонда стандартов Союзного государства по приоритетным векторам. Среди них значатся и стандарты на ингредиенты для продукции детского молочного питания. Эта тема также была затронута в ходе заседания, и ей решено придать особое внимание. В России в программу национальной стандартизации включен целый ряд новых стандартов на ингредиенты детского молочного питания, основанные именно на российских технологиях.
Госстандарту и Росстандарту поручено продолжить совместную работу по всем проектам, обозначенным в рамках заседания, для развития экономической интеграции двух государств и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на международном рынке.
Источник: Росстандарт
Денис Сухецкий рассказал о цифровом взаимодействии государства и бизнеса на «Неделе российского ритейла»
6 июня 2025 г.
Генеральный директор Национального института аккредитации Росаккредитации Денис Сухецкий принял участие в работе круглого стола «Снижение регуляторных издержек взаимодействия с государственными информационными системами» в ходе XI Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ритейла – 2025».
Участники обсудили ключевые вопросы цифрового взаимодействия бизнеса и государства. Среди них проблемы унификации государственных информационных систем (ГИС), влияние изменений в корпоративной структуре компаний на их статус в реестрах и ГИС, повышение эффективности цифровых инструментов регулирования предпринимательской деятельности. Отдельное внимание уделили разработке перспективных технологий и подходов для снижения административной нагрузки на бизнес.
Денис Сухецкий подчеркнул важность создания единой ГИС для ритейла, отметив значительный прогресс в интеграции данных между бизнесом и государством. Он также указал на необходимость создания системы верификации информации для обеспечения ее достоверности и координации действий множества участвующих ведомств. Это сложная задача, требующая согласованных действий и четкого распределения ответственности между различными структурами.
В качестве примера успешного цифрового взаимодействия Денис Сухецкий назвал систему обмена данными между Росаккредитацией и маркетплейсами. На сегодня около 30 млн карточек товаров содержат пометку «Товар проверен» и ссылку на реестр сертификатов и деклараций. Это существенно повышает уровень доверия потребителей и обеспечивает прозрачность рынка.
Росаккредитация также разработала и внедрила регламент обмена данными с туристическими агрегаторами с использованием API. Это позволяет агрегаторам и сервисам онлайн-бронирования средств размещения оперативно получать и проверять информацию обо всех объектах размещения с теми данными, которые указаны на платформе сервиса.
«Несмотря на то, что синергия бизнеса и государства в цифровой среде уже приносит результаты, для достижения максимального эффекта необходима координация усилий всех заинтересованных сторон, разработка единых стандартов и инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры», - отметил Денис Сухецкий.
Источник: Росаккредитация
В реестр средств размещения вошло 2300 новых объектов
6 июня 2025 г.
На начало июня самооценку прошли 5465 средств коллективного размещения, в том числе более 3,7 тыс. гостиниц, 1,4 тыс. баз отдыха, 253 кемпинга и 49 санаториев. При этом в реестр впервые вошло 2,3 тыс. объектов, которые вышли из тени и начали работать в правовом поле. Об этом сообщил руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник на совещании, посвященном реализации изменений в закон об основах туристской деятельности.
Руководитель Службы отметил, что в ходе реформы классификации гостиниц и других средств размещения создана информационная система «Гостеприимство», основанная на реестровой модели хранения данных. Для эффективной работы системы Росаккредитация подготовила все необходимые инструменты и интеграции. В систему добавлена возможность определять тип средства размещения и присваивать ему категорию («звезды»). Установлено четыре типа средств размещения. Процедура самооценки адаптируется под разные виды объектов, например, находящиеся на новых территориях или не являющиеся объектами адресации. Появились специальные категории номеров: семейные и для людей с ограниченными возможностями. Данные автоматически проверяются через другие госреестры.
Среди лидеров по доле объектов, прошедших самооценку: Запорожская область (65,2% от общего количества), Республика Алтай (59,9%), Астраханская область (43,0%), Республика Мордовия (37,6%), Ненецкий автономный округ (37,5%). Росаккредитация проверяет достоверность поданных в процессе самооценки данных в заявках путем выезда на объекты с подтверждением реальных сведений. Территориальные органы Службы провели 270 выездных проверок.
Запущена процедура присвоения категории, то есть «звезд», на рассмотрении находится 787 заявок. Уже получили категорию 503 гостиницы.
На сегодня подключено 84 личных кабинета регионов. Остаются не подключенными пять регионов: Запорожская, Луганская, Херсонская, Орловская области и Республика Тыва. «Этим регионам нужно срочно подать заявки на подключение и дать доступ сотрудникам», – подчеркнул Назарий Скрыпник.
Чтобы туристы получали достоверную информацию о средствах размещения, налажен обмен данными с 13 туристическими агрегаторами.
Совещание провели Комитет Совета Федерации по социальной политике совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике.
Источник: Росаккредитация
МЭК: всемирный день окружающей среды – положим конец пластику
4 июня 2025 г.
По данным ООН, с 1950 года в мире было произведено более 9 млрд тонн пластика, из которых почти 7 млрд тонн было выброшено, заполнив свалки и засорив океаны и реки. Сегодня ежегодно производится около 400 млн тонн пластиковых отходов. Долгое время переработка рассматривалась как решение проблемы, однако на самом деле перерабатывается менее 10% пластика. Наш подход к пластику должен измениться, необходимо учитывать, как используется пластик на протяжении всего жизненного цикла продукции. Международные стандарты являются мощным инструментом для этого.
Круговая экономика заключается в извлечении большей ценности из существующих ресурсов. В производстве это означает повторное использование компонентов, но производители и потребители должны быть уверены, что продукт будет безопасным и будет работать так же хорошо, как новый. В МЭК есть технический комитет по надежности продукции и процессов (TC 56), который разрабатывает стандарты, гарантирующие, что повторно используемые компоненты безопасны, надежны и имеют хорошие эксплуатационные характеристики. Однако нужно учитывать соображения по охране окружающей среды на каждом этапе жизненного цикла продукта или системы, то есть экологически осознанное проектирование (экодизайн). ТС 111 разрабатывает стандарты для всего, что связано с экодизайном, от измерения воздействия на окружающую среду до переработки и повторного использования, продления срока службы и восстановления продуктов, компонентов и материалов по окончании их жизненного цикла.
Демонстрация экодизайна и истинного воздействия продукта на окружающую среду может быть достигнута путем оценки его соответствия надежным стандартам третьей стороной. Вот почему IECQ, система оценки качества МЭК, предлагает сертификацию экодизайна на основе стандарта IEC 62430. Компании могут использовать эту сертификацию как доказательство правдивости своих экологических заявлений, тем самым укрепляя доверие клиентов.
Международные стандарты – это инструменты, которые организации и правительства могут использовать, чтобы превратить стремления и обязательства по борьбе с изменением климата в эффективные, измеримые действия. Стандарты – это мощный способ прислушаться к призыву Всемирного дня окружающей среды 2025 года к коллективным действиям по борьбе с загрязнением пластиком.
Источник: МЭК
МЭК: боремся с климатическим кризисом
5 июня 2025 г.
Когда разразилась пандемия COVID-19, имидж городов получил дурную славу, многие люди переехали в сельскую местность или в менее населенные районы. Города воспринимались как грязные и загрязняющие, в конце концов, они ответственны за более чем 70% выбросов парниковых газов.
Однако города могут многое предложить, и есть много веских причин, почему более половины населения мира живет в них. Поэтому, поскольку мир становится жарче, а урбанизация продолжает расти, много внимания уделяется городам в контексте климатического кризиса. Существует множество решений, например, увеличение использования возобновляемых источников энергии и превращение городов в более умные за счет использования цифровых технологий.
Одним из набирающих обороты решений является концепция района положительной энергии (PED) (термин, введенный Международным энергетическим агентством, синоним названия «район с нулевым выбросом»). Идея заключается в том, что основное внимание уделяется меньшей территории, району, где все заинтересованные стороны могут работать вместе над реализацией целостной стратегии по переходу к нулевому выбросу и решению ключевых экологических проблем; в конечном итоге они будут производить излишки возобновляемой энергии, которые можно будет использовать в других местах, и однажды город станет собранием PED, работающих вместе ради устойчивого будущего. Это осуществимый способ решения многих проблем, с которыми сталкиваются умные города, в то же время помогающий снизить выбросы углерода. Более того, это переносит все преимущества небольших сообществ, такие как социальная сплоченность, здоровье и более легкий транспорт, в контекст большого города.
Европейская комиссия продолжает финансировать такие проекты и надеется иметь 100 PED к 2025 году. Ряд стран, таких как Китай и Сингапур, уже ведут PED.
PED требуют большого опыта, сотрудничества и взаимодействия между различными элементами города. Им нужны технологии и методологии, а также совместная работа различных секторов. Стандарты являются мощным способом решения таких проблем, как определение того, что такое PED и какие показатели необходимо измерять.
С этой целью МЭК проводит онлайн-семинар и представит технологический отчет Системного комитета по умным городам. Его цель - определить ключевые характеристики PED и содействовать обучению во всем мире.
Источник: МЭК
Велосипедная сеть ЕЭК ООН: Руководство по обозначению сетей велосипедных маршрутов
5 июня 2025 г.
Настоящее Руководство по обозначению сетей велосипедных маршрутов было разработано с целью предоставить странам и их администрациям, в частности тем, кто начинает работу по развитию велосипедного движения, подходящий материал для обозначения сетей велосипедных маршрутов на любом географическом или административном уровне.
Руководство описывает набор шагов, которым необходимо следовать итеративным образом для создания сетей, которые будут хорошо выполнять свои предполагаемые функции. Оно предназначено для транспортных специалистов, ответственных за развитие велосипедного движения на муниципальном, региональном или национальном уровнях.
Источник: ЕЭК ООН
Европейская комиссия запускает стратегию по повышению безопасности водоснабжения для людей, экономики и окружающей среды
5 июня 2025 г.
Европейская комиссия приняла Европейскую стратегию устойчивости водных ресурсов, направленную на восстановление и защиту водных ресурсов, обеспечение чистой и доступной воды для всех и создание устойчивой, надежной, разумной и конкурентоспособной водной экономики в Европе.
Эта комплексная стратегия будет поддерживать государства-члены в более эффективном управлении водными ресурсами как посредством внедрения действующего водного законодательства ЕС, так и посредством более 30 действий.
Европа пострадала от экстремальных погодных явлений, включая катастрофические наводнения, продолжительные засухи и лесные пожары. С ростом последствий изменения климата ситуация будет только ухудшаться. Это одинаково влияет на граждан, фермеров, окружающую среду и бизнес, с последствиями для здоровья, перебоями в поставках энергии, продовольствия и питьевой воды и растущими экономическими потерями по всему ЕС. Пять из десяти главных глобальных рисков для бизнеса связаны с водой.
Сегодня устойчивое управление водными ресурсами должно быть в центре повестки дня, чтобы повысить безопасность ЕС в соответствии с климатическими сценариями и сделать бизнес более конкурентоспособным и инновационным, а Европу более привлекательной для инвестиций. Это возможность для европейских исследователей и компаний, которые находятся в выгодном положении, стать лидерами, поскольку на их долю приходится 40% патентов на водные технологии во всем мире.
Стратегия фокусируется на трех ключевых целях совместных действий.
Во-первых, восстановление и защита водных источников. Для этой цели эффективное внедрение уже существующей структуры ЕС, включая Директиву по водным ресурсам и Директиву по управлению наводнениями, является ключевым и должно быть сосредоточено как на количестве, так и на качестве воды. Кроме того, необходимо активизировать усилия по улучшению удержания воды на суше, эффективно предотвращать загрязнение воды и бороться с загрязняющими веществами в питьевой воде.
Во-вторых, стратегия направлена на создание экономики, основанной на воде, для повышения конкурентоспособности, привлечения инвестиций и продвижения водной отрасли ЕС. Для достижения этой цели необходимо повысить эффективность использования воды и обеспечить устойчивое управление водными ресурсами. Комиссия опубликовала Рекомендацию по эффективности использования воды, в которой изложены руководящие принципы по сокращению ее потребления. Она ставит цель повысить эффективность использования воды в ЕС не менее чем на 10% к 2030 году и рекомендует государствам-членам установить собственные целевые показатели эффективности использования воды. Поскольку национальные уровни утечек варьируются от 8% до 57%, важно сократить утечки в трубах и модернизировать водную инфраструктуру за счет государственного и частного финансирования и внедрения цифровых решений.
Стратегия поможет обеспечить чистую и доступную воду для всех. Для достижения этого подчеркивается важная роль потребителей и предприятий в экономии воды.
На глобальном уровне стратегия усиливает роль ЕС в продвижении устойчивости к водным ресурсам во всем мире посредством международного партнерства и сотрудничества. ЕС будет продвигать водную повестку дня с международными партнерами и третьими странами.
Для достижения целей Стратегии комиссия предлагает действия в пяти областях, включая продвижение передового опыта, оптимизацию правил ЕС, увеличение инвестиций и кредитов, включая 15 млрд евро Европейского инвестиционного банка, ускорение цифровизации и ИИ в этой сфере, а также инвестиции в исследования и инновации и улучшение системы раннего оповещения и мониторинга.
Источник: ЕС
Китай (Государственное управление регулирования рынка): к 2030 году будет реализовано более 30 ключевых технологий цифровых измерений
5 июня 2025 г.
Государственное управление регулирования рынка (SAMR) опубликовало «План действий по цифровой трансформации метрологии».
План предполагает, что к 2030 году будет прорыв более 30 ключевых основных технологий цифровой метрологии, будет разработано 10 цифровых метрологических устройств с независимыми правами интеллектуальной собственности, создано 80 национальных центров разработки и применения метрологических данных, национальный центр метрологических данных, 5 интеллектуальных метрологических лабораторий в ключевых отраслях, более 10 национальных баз данных справочных стандартов. Будет создана цифровая модель надзора за интеллектуальной метрологией, и разработано более 10 соответствующих национальных технических спецификаций по метрологии.
План развертывает 12 основных задач.
На уровне построения инфраструктуры цифровой метрологии будут усилены исследования по ключевым общим технологиям для цифровой трансформации метрологии, продвигаться цифровое построение метрологических эталонов и метрологических стандартов, улучшен цифровой уровень метрологических приборов и оборудования и всего процесса метрологических испытаний.
На уровне метрологических данных будет усилено применение метрологических данных, в том числе в промышленности, а также улучшено управление безопасностью метрологических данных, построение и управление стандартными справочными данными для научно-технических инноваций и деятельности по измерению промышленных инноваций.
В марте этого года Международное бюро мер и весов провело форум по метрологии и цифровизации, выдвинув предположение, что метрология трансформируется в полностью цифровую экосистему измерений. Выпуск Плана является важной мерой для страны, чтобы идти в ногу с международной тенденцией развития метрологии и активно содействовать качественному развитию цифровой экономики. Он поможет продвинуть трансформацию метрологии из «управления приборами» в «управление данными» и ускорить процесс создания добавленной стоимости метрологических данных.
Источник: SAMR
Китай: индустрия сертификации, аккредитации, инспекции и испытаний продолжает расти и развиваться
6 июня 2025 г.
5 июня Государственное управление регулирования рынка провело Всемирный день аккредитации 2025 года и Вторую китайскую конференцию по сертификации и аккредитации в Шанхае на тему «Сертификация, аккредитация, инспекция и тестирование: скоординированное развитие с цепочкой поставок».
Согласно отчетам, к концу 2024 года в КНР насчитывалось 53 057 квалифицированных инспекционных и испытательных учреждений, в течение года было выпущено в общей сложности 551 миллион отчетов по инспекциям и испытаниям. В 2024 году отрасль инспекций и испытаний получила общий доход в размере 487,597 млрд юаней, что на 4,41% больше в годовом исчислении, средний доход на учреждение увеличился на 5,94% в годовом исчислении. Таким образом, структура отрасли стабильна и улучшается, а эффект масштаба постоянно усиливается. В отрасли имеется в общей сложности 10,6701 млн комплектов различных приборов и оборудования, что на 3,87% больше в годовом исчислении; стоимость активов приборов и оборудования составляет 570,170 млрд юаней, что свидетельствует о том, что профессиональный уровень инспекций и испытаний постоянно улучшается.
Что касается сертификации качества, общий годовой операционный доход отрасли составил 55,744 млрд юаней, увеличившись на 10,82% по сравнению с предыдущим годом. Количество действующих сертификатов, сертифицированных организаций, сертифицированных специалистов и зарегистрированного персонала по сертификации достигло значительного роста, что свидетельствует о том, что отрасль еще больше повысила свою эффективность, и ее значение в поддержке экономического и социального развития продолжает повышаться.
Необходимо и дальше демонстрировать ключевое значение оценки соответствия в стабилизации глобальной промышленной цепочки и цепочки поставок, укреплять основу интеграции промышленной цепочки и цепочки поставок и расширять путь к глобализации; в то же время координировать действия всех сторон и объединять усилия для совместного создания нового механизма безопасной, стабильной и эффективной глобальной промышленной цепочки и цепочки поставок.
Источник: SAMR
КНР: опубликованы планы по обязательным национальным стандартам безопасности в шахтах
9 июня 2025 г.
Государственное управление регулирования рынка (Управление по стандартизации) выпустило ряд специальных планов по разработке и пересмотру обязательных национальных стандартов безопасности шахт, обеспечивающих поддержку безопасности, а также надзора и инспекции безопасности. Этот пакет планов содержит в общей сложности 34 пункта. Он в основном охватывает такие ключевые области, как строительство и вентиляция шахт, предотвращение пыли, пожаров и затоплений, обследование скрытых факторов катастроф, контрольно-измерительные приборы угольных шахт, разведка шахт и управление безопасностью. 29 пунктов являются первым пакетом обязательных отраслевых стандартов в области безопасности шахт, которые были преобразованы в обязательные национальные стандарты.
В части безопасности особое внимание уделено разработке таких стандартов, как безопасность строительства угольных шахт, требования аудита безопасности проектов, требования к проектированию и приемке объектов безопасности, а также включению требований безопасности в планирование, разработку проекта, строительство и приемку, чтобы обеспечить единые технические требования для усиления надзора за строительством шахт.
В плане предотвращения и устранения основных рисков безопасности предусмотрена разработка стандартов для выявления скрытых факторов, вызывающих катастрофы в шахтах, предотвращения и контроля пожаров и подземных вод в угольных шахтах, проверки мощности вентиляции, подземных систем электроснабжения и ежедневных проверок подъемных систем шахт.
В плане содействия преобразованию и модернизации будут разработаны стандарты для размещения персонала подземных шахт, мониторинга и наблюдения за безопасностью, целостности электромеханического оборудования, подземных систем связи и коммуникаций, содействия автоматизации и интеллектуальной модернизации шахт.
Государственное управление регулирования рынка будет сотрудничать с Государственным управлением по безопасности горнодобывающей промышленности с целью дальнейшей оптимизации стандартов безопасности горнодобывающей промышленности, а также поэтапного преобразования более 120 стандартов отрасли.
Источник: SAMR
Азербайджан: приняты новые государственные стандарты в области искусственного интеллекта
5 июня 2025 г.
Азербайджанский институт стандартизации (AZSTAND) принял государственные стандарты AZS ISO/IEC 23894:2025 «Информационные технологии. Искусственный интеллект. Руководство по управлению рисками», AZS ISO/IEC 23053:2025 «Рамочный документ для систем искусственного интеллекта, использующих машинное обучение» и AZS ISO/IEC 24029-2 2025 «Искусственный интеллект. Оценка устойчивости нейронных сетей». Они определяют вопросы надежности систем искусственного интеллекта (ИИ), включая основные вычислительные характеристики этих систем, а также важнейшие алгоритмы и подходы, используемые в них.
Эти стандарты приняты в целях реализации подпункта 8.1.5 Плана мероприятий по реализации «Стратегии искусственного интеллекта Азербайджанской Республики на 2025–2028 годы», утвержденного Указом Президента Азербайджанской Республики № 530 от 19 марта 2025 года и включены в Государственный фонд нормативных документов по стандартизации.
Источник: AZSTAND
Азербайджан: принят новый государственный стандарт в области энергоменеджмента
5 июня 2025 г.
Принятие нового государственного стандарта будет способствовать повышению эффективности работы энергетического сектора страны, в том числе повышению конкурентоспособности на мировом энергетическом рынке.
Азербайджанский институт стандартизации (AZSTAND), принял государственный стандарт AZS ISO 50003:2025 «Системы энергоменеджмента. Требования к организациям, осуществляющим аудит и сертификацию систем энергоменеджмента». Он позволит предприятиям эффективнее использовать энергоресурсы за счет регулирования процессов аудита систем энергоменеджмента. Следует отметить, что новый государственный стандарт был принят институтом и включен в Государственный фонд нормативных документов по стандартизации.
Источник: AZSTAND
Бразилия: ABNT и Министерство охраны окружающей среды укрепляют партнерство для улучшения обратной логистики и управления отходами
3 июня 2025 г.
Бразильская ассоциация технических стандартов (ABNT) и Министерство окружающей среды (MMA) укрепили свое партнерство с целью улучшения обратной логистики и управления отходами в Бразилии. Целью встречи было упорядочение существующего соглашения между учреждениями, интеграция основных технических стандартов в политику и проекты обратной логистики, а также поддержка организаций по сбору отходов.
В ходе встречи было отмечено обязательство расширить цели, связанные с обратной логистикой и применением технических стандартов ABNT, таких как NBR 10004 и NBR 17100-1; обсуждалось укрепление проектов биореакторов, уже реализованных в нескольких регионах, в том числе в школах, в рамках действий по обеспечению устойчивости и инноваций.
Пересмотренный в 2024 году стандарт NBR 10004 устанавливает комплексный и обновленный подход в соответствии с руководящими принципами NBR 14725, который касается сообщения об опасностях примерно 5000 химических веществ, что повышает соответствие Бразилии передовой международной практике.
Бразильские стандарты будут представлены на 30-й Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) в Пенсильвании как ориентир для обеспечения устойчивости и разработки решений, соответствующих глобальным обязательствам по борьбе с изменением климата.
Источник: ABNT
Германия: 50 лет Договору о стандартах
5 июня 2025 г.
В июне 2025 года Немецкий институт стандартизации (DIN) отмечает знаменательную годовщину: 50 лет Соглашения о стандартах между Федеративной Республикой Германия и DIN, которое с 1975 года регулирует партнерское сотрудничество между правительством и стандартизацией.
Стандарты создают обязательную силу и надежность – больше, чем когда-либо в нестабильные времена. Соглашение о стандартах формирует основу для разработки правил, которые обеспечивают и способствуют безопасности, инновациям и конкурентоспособности. В этот юбилейный год особенно четко подчеркивается важность стандартизации как стратегического инструмента экономического и технологического развития Германии.
DIN не только играет центральную роль на национальном уровне, но и активно участвует в европейской и международной стандартизации – в CEN и ISO. Сегодня DIN является одним из самых активных и влиятельных в мире членов ISO. Благодаря неустанной работе экспертов DIN эффективно представляет интересы Германии во все более сложной международной среде.
В свете досрочных федеральных выборов вопрос о будущей жизнеспособности Германии как места ведения бизнеса оказался в центре внимания. DIN подчеркивает важность конкурентоспособности на основе стандартов как ключевого столпа стратегий экономической политики. Стандартизацию следует понимать и укреплять как неотъемлемый компонент ориентированной на будущее политики – например, в контексте промышленной политики, цифровизации или нормативно-правовой базы. Внедрение Закона ЕС об искусственном интеллекте делает это особенно ясным: только надежные стандарты могут обеспечить ценностно-ориентированные и безопасные приложения ИИ.
Стандарты также незаменимы в области устойчивого развития. В свете растущих требований Национальной стратегии экономики замкнутого цикла (NKWS) или нового Регламента ЕС об экодизайне, стандарты позволяют компаниям устанавливать экологически чистые процессы и внедрять устойчивые инновации.
И последнее, но не менее важное: вместо того, чтобы формулировать сложные технические регламенты, правительство ссылается на стандарты DIN. Это снижает бюрократическое бремя и создает пространство для государственного сектора, чтобы сосредоточиться на своих основных задачах. В то же время компании получают выгоду от четких, практических руководств, которые способствуют гибкости и инновациям.
В течение пяти десятилетий Соглашение о стандартах формировало основу для эффективной, открытой и консенсусной стандартизации Германии, Европы и мира. В ознаменование 50-летия Соглашения о стандартах DIN запускает коммуникационную кампанию «50 лет. 50 стандартов». Кампания направлена не на то, чтобы оглянуться назад, а на решение одной из самых больших текущих проблем: конкурентоспособности Германии.
Источник: DIN
Италия: брошюра UNI – Accredia для надежной корпоративной отчетности
5 июня 2025 г.
Цель брошюры «Корпоративная устойчивость — технические стандарты и сертификаты для надежной отчетности» - поддержка компаний в управлении и распространении информации об их показателях ESG (экология, социальная ответственность и управление) в постоянно меняющемся нормативном контексте.
Документ призван стать компасом для компаний, которым необходимо и/или которые хотят сориентироваться среди технических стандартов и сертификатов для соответствия принципам отчетности об устойчивом развитии ESRS (Европейские стандарты отчетности об устойчивом развитии), принятым Европейской комиссией в рамках Директивы CSRD.
Тема устойчивого развития, по сути, уже несколько лет находится в центре внимания европейской политики: от Нового зеленого курса 2019 года до недавнего Соглашения о чистой промышленности февраля 2025 года. Это сложный сценарий, в котором также применяется Директива ЕС 2022/2464 (CSRD) о корпоративной отчетности в области устойчивого развития, внедренная в Италии Законодательным декретом 125 от 2024 года, которая ввела новые обязательства для компаний, требуя большей прозрачности корпоративной практики в области ESG.
В документе представлен подробный список стандартов UNI, UNI EN, UNI EN ISO и UNI ISO, которые помогают компаниям интерпретировать и применять европейские стандарты ESRS, действующие в настоящее время в области устойчивого развития. Технические стандарты представляют собой признанную добровольную ссылку для компаний, которые хотят повысить надежность информации, предоставляемой рынку, и продемонстрировать позицию, внимательную к вопросам устойчивого развития.
В случаях, когда требуется оценка соответствия, особо указывается роль сертификации аккредитованными органами, которые гарантируют высокий уровень надежности и прозрачности данных, декларируемых компаниями, укрепляя доверие заинтересованных сторон, а также репутацию компании. Фактически, организация, получившая сертификацию в соответствии с техническим стандартом, имеет дополнительный инструмент для демонстрации своего соответствия устойчивости.
Информационная брошюра предназначена для всех организаций, независимо от сектора и размера, заинтересованных в построении надежного и соответствующего требованиям пути к устойчивому развитию.
Источник: UNI
Нидерланды: новый NTA поможет сектору фасадов работать циклично
6 июня 2025 г.
Начинается разработка голландского технического соглашения (NTA, документ неполного консенсуса) для круглых фасадов. Эта новая публикация поддерживает амбиции фонда Circular Facade Economy (CGE) по обеспечению возможности повторного использования фасадных изделий и структурному сокращению выбросов CO2 в секторе фасадов.
Инициатива исходит из желания производителей заключать соглашения, которые способствуют круговому использованию компонентов фасада. Публикация является частью более широкого проекта Национального фонда роста Future-proof Living Environment (NGF-TBL).
NTA касается металлических, деревянных и пластиковых фасадов, включая такие компоненты, как стекло, панели, петли и замки. Документ включает словарь с определениями, структуру для определения производительности и обзор существующих и дополнительных требований.
Профессионалы в секторе фасадов получат практические инструменты для проектирования, производства и повторного использования по принципу замкнутого цикла. Это способствует большей доступности строительных элементов, снижению выбросов CO2 и сокращению использования первичного сырья.
Источник: NEN
Испания: конференция по стандарту «Руководящие принципы по разработке регламента по сбросам в канализационную систему»
5 июня 2025 г.
Испанская ассоциация по стандартизации (UNE) и Испанская ассоциация по городскому водоснабжению (DAQUAS) провели 4 июня в конференцию по стандарту UNE 149401 Руководящие принципы по подготовке регламента по сбросам в систему канализации в целях практического применения стандарта.
Мероприятие создало площадку для диалога между государственными органами, техническими специалистами и другими заинтересованными сторонами, участвующими в устойчивом управлении водными ресурсами. Были рассмотрены основные практические и правовые аспекты для эффективного внедрения стандарта.
В области сетей санитарии, где правильное управление отходами является ключом к предотвращению воздействия на окружающую среду и надлежащему функционированию инфраструктуры, стандартизация имеет важное значение. Стандарты UNE предоставляют четкие критерии, которые облегчают координацию между администрациями, техническими специалистами и операторами, повышая эффективность и способствуя более устойчивому и безопасному управлению системой санитарии.
Источник: UNE
Швеция: стандарты должны сделать цифровые услуги и продукты доступными для всех
9 июня 2025 г.
Доступность – это право человека, имеющее четкую связь с устойчивым развитием. Это также важный фактор качества, способствующий разработке продуктов или услуг для всех.
Шведское почтовое и телекоммуникационное агентство (PTS) – орган, миссия которого – повысить цифровую инклюзивность и доступность в обществе. Помимо прочего, они уже давно продвигают доступность и удобство использования стандартов для продуктов и услуг компаний, позволяя любому человеку бесплатно загрузить европейский стандарт Design for All (SS-EN 17161 Universal Design).
PTS дополняет предложение международным стандартом ISO 21801, который обеспечивает когнитивную доступность при проектировании продуктов, услуг и сред.
Цель бесплатного предоставления стандарта – расширить знания и предоставить инструмент для улучшения пользовательского опыта для всех.
Источник: SIS