Дайджест по стандартизации и техническому регулированию
Дайджест № 194
Международные инициативы по повышению безопасности ввозимых автомобилей представлены Росстандартом
17 февраля 2025 г.
Вопросы повышения контроля ввозимых транспортных средств обсудили в рамках очередной сессии Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии ООН. В делегацию Российской Федерации вошли представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, ОАО «РЖД», ФГУП «НАМИ» и другие. От Росстандарта в мероприятии принял участие заместитель руководителя ведомства Александр Кузьмин.
Одной из главных тем стало обсуждение вопросов повышения уровня безопасности и контроля ввозимых на территорию стран-участниц Женевского Соглашения 1958 года транспортных средств. В рамках рассмотрения вопроса по согласованию правил в области транспортных средств Александр Кузьмин рассказал о практике Российской Федерации допуска на внутренний рынок транспортных средств, прошедших международные процедуры официального утверждения, без дополнительного подтверждения соответствия. Он проинформировал участников сессии о планах Российской Федерации по усилению процедур государственного контроля (надзора) за выпускаемой в обращение продукцией автомобилестроения в случае поступления о несоответствии установленным требованиям безопасности, включая импортируемую продукцию. В рамках такого контроля национальный орган по официальному утверждению типа Российской Федерации направляет запросы национальным органам других Договаривающихся Сторон Женевского Соглашения 1958 года о подтверждении сведений, содержащихся в конкретных сообщениях об официальном утверждении типа, в отношении отдельных Правил ООН. В частности, была выдвинута инициатива о необходимости выработки мер по проведению испытаний исключительно по месту расположения официально нотифицированных технических служб в целях повышения контроля над проведением испытаний. Такие решения были поддержаны всеми участниками 87-й сессии КВТ ЕЭК ООН.
В рамках заседания участники также обсудили вопросы таможенного сотрудничества, развития интеллектуальных транспортных систем, в том числе в контексте проблематики повышения безопасности дорожного движения, совершенствования нормативной правовой базы и многое другое.
Источник: Росстандарт
Встреча Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина с руководителем Росстандарта Антоном Шалаевым
19 февраля 2025 г.
Результатам работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в прошлом году и определению задач на 2025 год была посвящена встреча премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина с руководителем Росстандарта Антоном Шалаевым.
Глава ведомства проинформировал Председателя Правительства о результатах работы – разработке уникальных ГОСТов и эталонов, интеграции новых регионов в российскую систему технического регулирования, участию ведомства в работе БРИКС и многом другом.
Антон Шалаев рассказал, что в сфере стандартизации 2024 год стал рекордным в части утверждения новых ГОСТов - принято 1776 новых документов. Он также отметил, что ключевой задачей разработки стандартов в 2024 году стало достижение технологического лидерства, содействие промышленности в освоении новых видов производств – трансфер технологий, масштабирование лучших практик. Говоря об опыте разработки уникальных отечественных ГОСТов Антон Шалаев привел в пример утвержденные в прошлом году стандарты в области радиоэлектроники, микроэлектроники, электронной компонентной базы, линейку ГОСТов на протоколы передачи данных интернета вещей, первый отечественный стандарт на твердые и сверхтвердые сыры, детские товары и услуги и многое другое.
В разрезе стандартизации Антон Шалаев также рассказал о планах ведомства на этот год: «…программу стандартизации на 2025 год, которая уже не первый год формируется полностью в цифровой среде, мы составили таким образом, что каждый разрабатываемый стандарт направлен на достижение национальных целей развития. То есть, прежде чем включить его в программу, мы оцениваем, какова задача данного стандарта в реализации того или иного мероприятия для достижения национальных целей развития, поставленных Президентом».
Однако технологическая независимость обеспечивается не только в части установления требований, но и в результате высокоточных измерений. Напомним, Российская Федерация продолжает входить в число мировых лидеров в области метрологии благодаря современным государственным первичным эталонам. В данной области в течение последних пяти лет Российская Федерация достигла полной импортонезависимости.
Одним из ключевых прорывов 2024 года в области метрологии глава Росстандарта обозначил запуск Государственного первичного специального эталона единицы расхода природного газа высокого давления: «Особо хотел бы отметить, что в 2024 году успешно завершены работы по созданию отечественного специального первичного эталона объёма газа – расхода газа высокого давления. Ведь ранее при поставках газа на внешние рынки референтные лаборатории, которые подтверждали достоверность измерений, были сначала европейские, затем китайские. Сейчас мы полностью обеспечены своими измерительными возможностями в этой сфере».
Отдельным блоком обсуждения стало создание испытательных и сертификационных центров по всем направлениям станкоинструментальной промышленности. В рамках федерального проекта «Развитие производства станкоинструментальной промышленности» национального проекта «Средства производства и автоматизации» Росстандарт при поддержке Минпромторга России создает три испытательных центра в сфере станкоинструментальной промышленности на территории страны: в Москве, в Ростове и в Уфе на базе подведомственных Росстандарту федеральных бюджетных учреждений, которые охватят испытаниями производственные мощности Приволжского и Уральского федеральных округов, Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Говоря об интеграции новых регионов в российскую систему технического регулирования Антон Шалаев рассказал о том, что в соответствии распоряжением Михаила Мишустина были созданы подведомственные Росстандарту центры в новых регионах, и сейчас они имеют возможность оказывать полноценно услуги населению, организациям, промышленным предприятиям регионов в сфере стандартизации, метрологии, испытаний продукции: «В новых центрах в 2024 году было не только отремонтировано и технически обслужено, метрологически обеспечено соответствующее оборудование, но и благодаря отечественным приборостроителям туда поставлено новое оборудование, которое сейчас уже эксплуатируется. И в Донбассе, и в Луганской Народной Республике работы по метрологии ведутся полным ходом».
Заключительной темой встречи стало обсуждение проведенных мероприятий Росстандартом в год председательства Российской Федерации в БРИКС: «Был проведён целый ряд мероприятий по линии стандартизации и метрологии. Это и профильные экспертные семинары. И, что очень важно, сличение эталонов государств БРИКС, и развитие эталонной базы, обмен измерительной информацией систем спутниковой лазерной дальнометрии». Ключевым мероприятие стала первая в истории очная встреча глав национальных органов по стандартизации стран БРИКС в Москве, в рамках которой основной темой встречи стала выработка формата дальнейшего взаимодействия.
«В зоне Вашей ответственности много направлений и задач. Одна из них, конечно, – продолжить развитие в регионах современной инфраструктуры. В целом же решение очень многих вопросов в области метрологии, стандартизации, технических измерений призвано помочь обрести нам технологический, промышленный суверенитет и достичь национальных целей развития, поставленных Президентом», – отметил Михаил Мишустин по итогам встречи.
Источник: Росстандарт
Совершенствование законодательства в сфере стандартизации обсудили в Российском союзе промышленников и предпринимателей
21 февраля 2025 г.
Развитие законодательства в сфере стандартизации обсудили на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей. Мероприятие, прошедшее в очном и он-лайн формате, собрало около 200 участников-представителей органов исполнительной и законодательной власти, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, бизнес-сообществ и отраслевых ассоциаций, представителей технических комитетов по стандартизации, а также отраслевых экспертов.
Напомним, что в январе этого года в первом чтении Государственной Думой приняты изменения в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации», предусматривающие в том числе обязательное применение требований стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ) в случае публичных заявлений о соответствии продукции этим документам, а также ряд новых инициатив.
Руководитель Росстандарта Антон Шалаев представил предложения ведомства о ключевых направлениях совершенствования законодательства в сфере стандартизации в части СТО и ТУ. Он отметил, что производитель вправе сам решать, по каким документам изготавливать продукцию и оказывать услуги – по национальным стандартам или по СТО (ТУ), однако при этом исходя из действующих положений, требования технических условий не могут быть ниже требований технических регламентов, а также национальных стандартов при наличии таковых.
Предложенная модель также предусматривает обязательность применения требований СТО/ТУ для изготовителей в случае его публичного заявления о соответствии продукции данным СТО/ТУ, а также регистрацию сведений о таких документах в федеральном информационном фонде стандартов. Согласно законодательству о стандартизации, применение национального стандарта является обязательным для изготовителя в случае публичного заявления о соответствии продукции этому стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, в свою очередь для СТО (ТУ) таких требований сегодня не предусмотрено.
Источник: Росстандарт
Актуальные стандарты и современные методы оценки для применения новых материалов в сложных технических системах
21 февраля 2025 г.
Какие стандарты нужны для беспрепятственного применения новых материалов, и есть ли целесообразность совершенствования процедур оценки соответствия и допуска новых для сложных технических систем шла речь на сессии «Стандартизация, квалификация и допуск новых материалов для сложных технических систем» на площадке Форума будущих технологий. В роли модератора дискуссии выступил руководитель Росстандарта Антон Шалаев.
Открывая сессию, глава ведомства отметил, что среди нескольких стандартов на материалы, методы их испытаний и исследований, а также применения в различных отраслях, становится всё больше уникальных документов – например, утверждённые в прошлом году стандарты на верификации моделей технологий искусственного интеллекта для измерений свойств материалов. Однако для практического внедрения и масштабирования новых решений требуется согласованная работа регуляторов, научного и промышленного сообщества при разработке стандартов.
Участники дискуссии обменялись опытом практического проведения процедур квалификации и допуска новых материалов в авиастроении, атомной и нефтегазовой промышленности, а также обсудили вопросы внедрения цифровых решений для оценки соответствия материалов и создания унифицированных баз данных свойств материалов. Также были подняты вопросы разработки новых нормативно-технических документов для обеспечения национального проекта «Новые материалы и химия», роли стандартизации для обеспечения возможности применения изделий, полученных с применением аддитивных технологий и многие другие.
Среди ключевых предложений, выработанных по итогам дискуссии – необходимость межотраслевой координации в работе технических комитетов по стандартизации в сфере материаловедения и подготовка перспективной программы стандартизации в области материаловедения на период 2026-2030 годов.
В обсуждении приняли участие заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков, директор департамента химической промышленности Минпромторга Артур Смирнов, директор Всероссийского института авиационных материалов НИЦ Курчатовский институт Сергей Яковлев, представители Сколтех – профессор Центра системного проектирования Александр Корсунский и директор центра технологий материалов Иван Сергеичев, генеральный директор Института нефтегазовых инициатив Николай Кузнецов, директор департамента технического регулирования Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Денис Павлов, заместитель генерального директора АО НПО ЦНИИТМАШ Павел Козлов, заведующий кафедрой физической химии, заместитель руководителя лаборатории ускоренных частиц Университета науки и технологий МИССИС Алексей Салимон.
Источник: Росстандарт
Росаккредитация сделала доступным для туристических агрегаторов доступ к реестру средств размещения по API
19 февраля 2025 г.
Служба разработала регламент взаимодействия с туристическими агрегаторами в области оперативной передачи сведений о средствах размещения из своего реестра c использованием API. Внедрение API предоставит различным платформам возможность получать и интегрировать данные из единого реестра средств размещения Росаккредитации. Это, в свою очередь, позволит агрегаторам и сервисам онлайн-бронирования гостиниц использовать и проверять информацию обо всех объектах размещения с теми данными, которые указаны на платформе сервиса.
API или программный интерфейс приложения – это набор веб-сервисов, которые позволяют пользователям оптимизировать работу и получать в реальном времени данные от различных сторонних сервисов.
API, разработанное Службой, предназначено для передачи участникам туристской индустрии данных в автоматическом режиме из реестра Росаккредитации с целью оперативных обновлений информации.
Ранее Служба заключила соглашения о сотрудничестве со всеми ведущими туристическими агрегаторами России. Сервис путешествий RUSSPASS уже отражает у себя полную информацию о гостиницах из реестра Росаккредитации.
Источник: Росаккредитация
Общественный совет при Росаккредитации поддержал работу ведомства по контролю за результатами оценки соответствия в обязательной сфере
19 февраля 2025 г.
В 2024 г. Росаккредитация на основании положений Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. № 100 «О Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения» исключила из национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС 62 органа по сертификации в связи с необоснованной массовой или систематической необоснованной выдачей документов. Исключенные организации в основном работали по техрегламентам на социально значимую продукцию, такую как детские товары, игровые площадки, электроника, автотовары. Об этом сообщил руководитель Службы Назарий Скрыпник на очередном заседании Общественного совета.
«На момент начала работы по мониторингу выданных сертификатов в национальной части Единого реестра было 284 органа по сертификации. Мы изучили и приняли решение по первой сотне органов, работа продолжается. Количество нарушений со стороны оставшихся на рынке организаций заметно сократилось. Соблюдению строгих критериев участниками обязательной сферы будет способствовать дальнейшая цифровизация национальной системы аккредитации», - отметил руководитель Росаккредитации.
Члены Общественного совета проголосовали за поддержку контрольно-надзорной деятельности Росаккредитации.
По мнению председателя Общественного совета при Росаккредитации Марины Блудян, исключение значительного числа организаций из национальной части Единого реестра стало серьезной встряской для рынка оценки соответствия. Применение в полной мере цифровых инструментов анализа привело к изменению поведения аккредитованных лиц. При этом организации, потерявшие право работать в обязательной сфере, могут обжаловать решения Росаккредитации в досудебном порядке, а также через суд.
Источник: Росаккредитация
Утвержден стандарт с дополнительными требованиями к органам по сертификации систем менеджмента безопасности пищевых продуктов
24 февраля 2025 г.
Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 22003-1-2025 «Безопасность пищевой продукции. Часть 1. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевой продукции», подготовленный Национальным институтом аккредитации Росаккредитации (НИАР). Документ вводится в действие 1 марта 2025 г. с правом досрочного применения взамен ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевой продукции».
ГОСТ Р ИСО 22003-1-2025 идентичен ISO 22003-1:2022 «Безопасность пищевой продукции. Часть 1. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевой продукции» (ISO 22003-1:2022 «Food safety –– Part 1: Requirements for bodies providing audit and certification of food safety management systems», IDT), заменяющему ISO/TS 22003:2013 "Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов" (ISO/TS 22003:2013 "Food safety management systems - Requirements for bodies providing audit and certification of food safety management systems", IDT).
ГОСТ Р ИСО 22003-1-2025 применяется органами по сертификации систем менеджмента безопасности пищевой продукции совместно с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования» при проведении процедуры сертификации, а также определении критериев компетентности персонала, участвующего в подтверждении соответствия.
Требования по переходу на ISO 22003-1:2022 определены Международным форумом по аккредитации в обязательном документе IAF MD 27:2023. Период перехода на ISO 22003-1:2022 составляет три года и должен быть завершен 31 августа 2025 г.
ГОСТ Р ИСО 22003-1-2025 закреплен Росстандартом за техническим комитетом по стандартизации «Оценка соответствия» (ТК 079). Выполнение функций по ведению дел секретариата ТК 079 возложено на НИАР.
1 марта также вводятся в действие закрепленные за ТК 079 национальные стандарты ГОСТ Р 56041-2025 «Оценка соответствия. Требования к экспертам по сертификации продукции, услуг, процессов» и ГОСТ Р 54659-2025 «Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)».
Источник: Росаккредитация
ИСО: как стандарты стимулируют технологическую революцию в Китае - SAC лидирует в области инноваций и исследований в области 5G
18 февраля 2025 г.
Беспроводная технология продолжает быть определяющей инновацией, соединяющей все - от мобильных телефонов и умных домов до устройств Интернета вещей. 5G обеспечивает сверхбыструю скорость передачи данных, повышенную энергоэффективность и надежность сети, подключение до миллиона устройств на квадратный километр.
Правительство КНР признает 5G краеугольным камнем технологического и экономического будущего. Однако, как и все новаторские технологии, 5G необходимо применять надлежащим образом. Поэтому национальный орган по стандартизации КНР, SAC, заказал исследование на тему - как международные стандарты могут сформировать эффективное внедрение технологии 5G и раскрыть ее полный потенциал.
Исследование проводилось в Бюро электроснабжения Шэньчжэня, ключевом игроке в цепочке создания стоимости электроэнергии в Китае, по его результатам показана высокая эффективность двух стандартов ИСО. ISO 37184 «Устойчивая мобильность и транспорт — Основа для транспортных услуг путем предоставления ячеек для связи 5G» играет решающую роль в продвижении сетей 5G, которые соединяют транспортные объекты, транспортные средства и диспетчерские службы. ISO/IEC 27001 обеспечивает надежную информационную безопасность и конфиденциальность пользователей, защищая передачу данных в 5G-связи.
Внедрив эти и другие стандарты, Бюро электроснабжения Шэньчжэня получило существенные выгоды во всех операциях. Одним из самых заметных достижений стало строительство виртуальной электростанции мощностью 200 МВт. Проект сэкономил от 63,02 до 177 млн ??долларов США затрат на мощности по производству электроэнергии, сократил около 15 375 человеко-часов в год на устранение замыканий и снизил потребление энергии за счет исключения 40 700 тонн условного угля в год. Самое главное, он предотвратил выбросы 108 000 тонн СО2 и 3 261 тонны диоксида серы, что привело к значительному прогрессу в сокращении выбросов.
С экономической точки зрения внедрение этих стандартов привело к значительной экономии средств, сократив расходы на закупку/развертывание коммутаторов и прокладку оптических кабелей примерно на 8,77 млн ??долларов США. Потери от отключений электроэнергии, вызванных смещением пиковой нагрузки и ограничением мощности, сократились примерно на 1,31 млн долларов США. Только в 2023 году расходы на обнаружение и изоляцию неисправностей сократились примерно на 3,56 млн долларов США. В частности, летом 2021 года интеллектуальная система управления сетевой нагрузкой обеспечила работу электросети на полную мощность, сэкономив 51,65 млн долларов США.
Опираясь на этот успех, SAC стремится продвигать разработку и внедрение стандартов в этой критической области. Эти усилия позволят отраслям в Китае использовать весь потенциал 5G, прокладывая путь к более умному, более связанному будущему.
Источник: ИСО
Европейская комиссия представляет дорожную карту для сельскохозяйственного и агропродовольственного сектора ЕС
19 февраля 2025 г.
Эта дорожная карта закладывает основу для конкурентоспособной, устойчивой, ориентированной на будущее и справедливой агропродовольственной системы для нынешних и будущих поколений фермеров и агропродовольственных операторов в Европе.
Дальнейшее упрощение политики и увеличение внедрения инноваций и цифровизации являются предпосылками для всех действий, изложенных в документе. Позднее Комиссия предложит пакет упрощения законодательной базы, а также цифровую стратегию ЕС для сельского хозяйства.
В документе обозначены четыре приоритетных направления:
привлекательность сектора: сельское хозяйство должно обладать необходимой стабильностью, чтобы поощрять молодых людей входить в профессию, в том числе путем более целенаправленной государственной поддержки, включая углеродные кредиты, как дополнительные источники дохода. Комиссия также представит Стратегию обновления поколений в 2025 году с рекомендациями по мерам, необходимым как на уровне ЕС, так и на национальном уровне;
конкурентоспособность и устойчивость сектора: ЕС продолжит уделять первостепенное внимание продовольственной безопасности и суверенитету. Торговые переговоры и соглашения будут использоваться в полной мере для защиты интересов европейских фермеров. Документ предусматривает также более тесное согласование стандартов производства импортной продукции, чтобы гарантировать, что амбициозные стандарты ЕС не приведут к ухудшению конкурентоспособности;
будущее сектора: документ признает необходимость согласования мер по борьбе с изменением климата с продовольственной безопасностью и конкретными проблемами сектора. Фермеры должны вознаграждаться за принятие экологически безопасных методов. Комиссия тщательно рассмотрит любой запрет на использование пестицидов, если альтернативы не будут доступны в разумные сроки, и упростит доступ к биопестицидам на рынке ЕС. Будет разработана добровольная система бенчмаркинга, «компас устойчивости фермы», чтобы помочь фермерам измерять и улучшать производительность;
справедливые условия жизни и труда в сельской местности: будет запущен ежегодный Продовольственный диалог с широким кругом участников, включая потребителей, фермеров, промышленность и государственные органы, для решения вопросов доступности продовольствия и инноваций. Сокращение пищевых отходов и решение проблем в отношении благополучия животных также будут внимательно изучаться.
Будущая общая сельскохозяйственная политика (CAP) ЕС будет проще и более целенаправленной, с поддержкой, направленной на фермеров, которые активно занимаются производством, с особым акцентом на молодых фермеров. Предпочтение будет отдаваться стимулам, а не условиям.
Источник: ЕС
CEN и CENELEC в сотрудничестве с DIN начинают разработку дорожной карты стандартизации промышленного симбиоза (IS) в рамках проекта Horizon Europe RISERS.
19 февраля 2025 г.
Эта дорожная карта будет определять будущее стандартизации промышленного симбиоза, устраняя основные барьеры, учитывая возможности и передовой опыт для поддержки эффективности использования ресурсов, сокращения отходов и целей экономики замкнутого цикла. Формируются рабочие группы (РГ), которые объединят экспертов для формирования ландшафта стандартизации промышленного симбиоза. Члены РГ будут определять приоритеты стандартизации промышленного симбиоза, соответствующие политике, нормативным требованиям и тенденциям рынка; сотрудничать с экспертами из различных секторов для оценки ключевых проблем и пробелов в стандартизации; влиять на будущее стандартизации в ключевых областях, таких как сталеплавильная отрасль, аккумуляторы электромобилей, упаковка, биомасса, текстиль, энергетические данные и критерии снижения отходов; поддержать разработку тематических отчетов, которые лягут в основу окончательной дорожной карты стандартизации промышленного симбиоза.
Источник: CEN/CENELEC
Государственное управление регулирования рынка КНР запустило пилотную программу по углублению реформы системы управления местными стандартами
18 февраля 2025 г.
Государственное управление регулирования рынка опубликовало «Уведомление о проведении пилотной работы по углублению реформы системы управления местными стандартами» и организовало пилотные проекты реформ в 13 местах, включая Хэбэй, Хэйлунцзян и Шанхай.
Пилотные проекты направлены ??на изучение новых мер, механизмов и моделей для углубления реформы системы управления местными стандартами, содействия реконструкции процесса их разработки и перестройки институциональной системы, а также содействия построению единого национального рынка и высококачественному развитию.
Ключевые задачи, изложенные в Уведомлении, включают:
проведение пилотной разработки списка местных стандартов с целью сокращения их количества;
создание нового механизма для управления всем процессом разработки местных стандартов;
строгий контроль разработки местных стандартов в провинциях, разделенных на районы, и совершенствование системы управления;
усиление ответственности за внедрение, применение, цитирование местных стандартов.
Источник: SAMR
Государственное управление регулирования рынка КНР (Управление по стандартам) одобрило выпуск национального стандарта «Умная кровать»
20 февраля 2025 г.
Государственное управление регулирования рынка недавно одобрило выпуск национального стандарта GB/T 45231-2025 «Умная кровать», который вступит в силу 1 августа 2025 года.
Умные кровати используют цифровые технологии для управления ее функциями, что не только повышает удобство жизни людей, но и обеспечивает поддержку медицинского обслуживания, ухода за пожилыми людьми и т. д. Этот стандарт идет в ногу с тенденцией развития интеллектуальной и экологичной мебели и впервые устанавливает технические требования к таким кроватям.
В стандарте приведены требования к внешнему виду, конструкции, огнестойкости, предельным значениям содержания вредных веществ, механической безопасности, электробезопасности и т. д., чтобы обеспечить безопасность пользователя. В него включены общие требования, такие как блокировка от детей, прекращение подачи питания, а также специальные требования, такие как интерактивное управление, для стандартизации интеллектуальных атрибутов продукта. Приведены требования по закруглению края контактных поверхностей, чтобы повысить удобство использования изделия определенными группами людей.
Выпуск и внедрение стандарта создадут важную основу для проектирования, производства, контроля и оценки качества п «умных кроватей», а также будут способствовать развитию отрасли с целью сделать ее более стандартизированной и инновационной.
Источник: SAMR
Бразилия: ABNT сертифицировала Пиндамоньянгабу как умный и устойчивый город на новый срок
20 февраля 2025 г.
Пиндамоньянгаба получила повторную сертификацию по стандартам ABNT ISO 37122 – Умный город и ABNT ISO 37123 – Устойчивый город. В мероприятии принял участие президент ABNT Марио Эспер, который вручил мэру города сертификат, подтвердив приверженность города устойчивому развитию и инновациям.
По словам президента ABNT, Пиндамоньянгаба зарекомендовал себя как национальный эталон в применении стандартов для умных и устойчивых городов. «Пиндамоньянгаба стал примером, сохранив свою сертификацию и продолжая улучшать показатели. Это демонстрирует постоянную приверженность инновациям, устойчивому развитию и улучшению качества жизни населения. Город стал вторым в Бразилии, получившим сертификацию, и сегодня он является образцом для подражания».
Стандарты ABNT ISO 37122 и 37123 являются частью набора международных стандартов, разработанных для измерения и руководства внедрением умных и устойчивых городов. Они позволяют муниципалитетам контролировать свою деятельность, улучшать управление городом и поощрять стратегические инвестиции.
Мероприятие подтвердило важность сертификации и приверженность города превращению мониторинга этих показателей в непрерывный процесс.
Источник: ABNT
Германия: новый стандарт для формата ReqIF - четкие правила интерпретации данных
18 февраля 2025 г.
Компании сотрудничают с многочисленными партнерами в цепочке поставок. Однако обмен техническими данными часто затрудняется, когда сталкиваются различные системы и стандарты, что замедляет процессы и снижает эффективность. До сих пор эта проблема возникала с форматом файла ReqIF (Requirements Interchange Format), который используется для обмена требованиями между различными компаниями. Он обеспечивает надежную передачу этих требований, например, метаданных, описаний и взаимосвязей, между заказчиком и поставщиком. Однако до сих пор этот формат по-разному интерпретировался пользователями из-за отсутствия стандартизированных интерпретаций.
Например, производитель автомобилей предоставляет производителю трансмиссии условия испытаний эффективности бесступенчатой ??трансмиссии; данные отправляются в виде цифрового приложения к заказу в виде файла ReqIF. Однако если обе компании используют разные внутренние системы, им приходится конвертировать данные, что сопряжено с большими затратами — этот процесс подразумевает высокий уровень ручной обработки и подвержен ошибкам.
Именно эти источники ошибок устранены с помощью нового стандарта DIN DKE SPEC 99200 ReqIF-интерпретация™ для государственных стандартов.
Стандарт регламентирует, как следует интерпретировать метаданные и реализовывать требования, включая их приоритеты и гибкость. Он также определяет, как документ может быть фрагментирован. Существуют разные подходы: документ можно разбить на требования по разделам или по абзацам. В качестве альтернативы возможна также фрагментация до уровня предложений, чтобы определить отдельные утверждения как требования. Стандарт улучшает взаимодействие, т. е. обмен данными между различными системами. Еще одна важная веха: благодаря новому формату теперь можно отслеживать изменения норм и стандартов, что делает возможным управление изменениями на уровне требований.
Для разработки стандарта DIN DKE SPEC 99200 DIN и Немецкая комиссия по электротехнике, электронике и информационным технологиям (DKE) тесно сотрудничали и смогли воспользоваться опытом компаний, входящих в Инициативу по цифровым стандартам (IDiS). Это позволило адаптировать стандарт специально под потребности пользователей. С принятием нового стандарта уже достигнута важная веха в развитии стандартов SMART.
Источник: DIN
DIN (Германия) об индексе климатического риска и роли стандартов в адаптации к изменению климата
19 февраля 2025 г.
Индекс климатического риска измеряет, насколько серьезно страны подвержены влиянию экстремальных погодных явлений. Рейтинг, составленный Germanwatch, показывает, какие регионы особенно подвержены риску, и подчеркивает необходимость принятия эффективных мер противодействия. Он основан на данных международной базы данных о стихийных бедствиях EM-Dat и учитывает экономический ущерб и количество жертв, вызванных экстремальными погодными явлениями.
Текущий отчет (1993–2022 гг.) демонстрирует колоссальное воздействие изменения климата на общество и экономику. Особенно пострадал Юг мира, однако Север также все больше ощущает последствия. Доминика возглавляет список наиболее пострадавших стран, за ней следуют Китай, Мьянма и Гондурас. В целом экстремальные погодные явления нанесли экономический ущерб в размере 4,2 трлн долларов США и унесли жизни почти 800 000 человек. Италия, Греция и Испания входят в число стран ЕС, наиболее пострадавших от аномальной жары. Германия занимает 48-е место из 171 исследованной страны. Такие события, как аномальная жара 2003, 2018 и 2022 годов или наводнение в долине реки Ар, показывают, что климатические риски здесь также возрастают. Эти факты подчеркивают важность не только принятия превентивных мер, но и укрепления устойчивости пострадавших стран.
Стандарты становятся все более важными в адаптации к климатическим рискам. DIN разрабатывает стандарты, которые делают инфраструктуру более устойчивой, способствуют устойчивому городскому планированию и помогают компаниям управлять климатическими рисками — от водопользования до энергоэффективности и биоразнообразия. Например, национальный стандарт DIN 1986-100 регулирует планирование, создание и эксплуатацию систем дренажа зданий и объектов недвижимости. В случаях экстремальных осадков этот стандарт актуален для управления во время наводнений.
Стандарт ISO 37123 включает определения и методы расчета ряда показателей устойчивости городов (например, величина эффекта городского острова тепла; годовая частота экстремальных осадков; доля городской территории, покрытая древесным пологом).
Источник: DIN
DIN (Германия): уменьшение бюрократии с помощью стандартов
21 февраля 2025 г.
Национальный совет по контролю за регулированием Германии (NKR), независимый консультативный орган федерального правительства, в недавнем аналитическом документе назвал бюрократию одной из самых серьезных проблем для Германии. Бюрократические препоны не только снижают инновационный потенциал и конкурентоспособность экономики, но и приводят к дополнительным издержкам.
Чтобы справиться с этой задачей, NKR призывает следующее федеральное правительство значительно упростить административные процессы, ввести ориентированные на практику законы и расширить использование цифровизации. Стандарты могут служить инструментами для реализации этих реформ на практике.
В своем стратегическом документе NKR видит шесть основных направлений действий для комплексной программы реформ:
целенаправленное сокращение бюрократии — посредством 60 конкретных предложений по быстро реализуемым мерам, включая упрощение процессов разрешения;
повышение практической и цифровой пригодности законов — за счет раннего привлечения практиков и четких стандартов для цифровых процессов;
более эффективное участие на уровне ЕС — для закрепления правил с низким уровнем бюрократии на ранней стадии;
повышение эффективности администрирования и защита от кризисов — за счет упрощения распределения задач и продвижения цифровых решений;
ускорение процедуры планирования и утверждения — с обязательными стандартами для более эффективных процессов;
укрепление цифрового администрирования — посредством совместимых платформ, единых интерфейсов и последовательного принципа однократного предоставления данных граждан или компаний.
Часто предполагается, что стандарты создают дополнительные правила и тем самым увеличивают бюрократию. Однако на самом деле они делают сложные правила более конкретными за счет единообразных, прозрачных, практичных и надежных требований, тем самым внося ясность и сокращая усилия по координации.
Примером этого является стандарт DIN 91379, который определяет стандартизированное написание имен и символов в ИТ-системах, что облегчает обмен данными и сокращает количество ошибок. Стандарт DIN 66398 также помогает сделать административные процессы более эффективными. Он определяет требования к уничтожению носителей данных, содержащих конфиденциальную информацию, с соблюдением требований защиты данных и помогает оценить необходимость защиты данных и выбрать подходящие методы уничтожения. Такие стандарты гарантируют, что административные процессы не только будут более быстрыми, но и будут юридически безопасными и отслеживаемыми.
Стандартизированные процедуры уже помогают повысить эффективность процессов в ряде областей. Этим же занимается и инициатива QI-Digital, которая оцифровывает процессы инфраструктуры качества. Цифровые паспорта продукции могут помочь компаниям больше не предоставлять информацию на бумажных носителях, а предоставлять данные в стандартизированных цифровых форматах. Это облегчает потребителям доступ к информации о продукции и снижает бюрократическую нагрузку на компании и производителей.
Стандарт DIN SPEC 66336 «Требования к качеству онлайн-сервисов и порталов государственного управления», который будет опубликован в марте 2025 года, будет определять характеристики, необходимые для бесперебойного и эффективного цифрового администрирования. Он послужит руководством для разработчиков по созданию надежных и удобных для пользователя цифровых решений.
Источник: DIN
Индонезия: BSN сотрудничает с ICEST для развития экономики замкнутого цикла
21 февраля 2025 г.
Национальное агентство по стандартизации Индонезии (BSN) подписало Соглашение о сотрудничестве с Индонезийским институтом экономики замкнутого цикла и трансформации устойчивого развития (ICEST). Целью этого сотрудничества является укрепление взаимодействия BSN и ICEST в разработке и внедрении стандартов, политики и инноваций, связанных с экономикой замкнутого цикла и устойчивым развитием. Взяв на себя общие обязательства, обе стороны будут наращивать кадровый потенциал и просвещать представителей бизнеса и общества относительно важности перехода к более устойчивой экономике.
Среди мероприятий, запланированных в рамках этого сотрудничества, можно назвать Международный открытый форум (IOF) по экономике замкнутого цикла и устойчивому развитию, Международное корпоративное обучение по стандартам серии ISO 59000 и Премию Индонезии в области экономики замкнутого цикла (ICEA). Кроме того, будут проводиться вебинары и диалоги, направленные на расширение понимания и укрепление связей в секторе экономики замкнутого цикла.
BSN и ICEST также договорились провести исследования, связанные с внедрением экономики замкнутого цикла на основе Индонезийских национальных стандартов (SNI). Обе стороны будут оказывать друг другу техническую поддержку по вопросам экономики замкнутого цикла и устойчивого развития.
Ожидается, что благодаря этому сотрудничеству стандартизация и оценка соответствия смогут играть более значимую роль в ускорении внедрения экономики замкнутого цикла и обеспечении устойчивого развития в Индонезии. Это может укрепить позиции Индонезии в достижении целей устойчивого развития на глобальном уровне.
Источник: BSN
UNI (Италия): на пути к новому стандарту ISO 9001
17 февраля 2025 г.
CD-2 (проект комитета 2) долгожданной новой редакции стандарта ISO 9001 завершен и доступен всем членам итальянской платформы Obiettivo 9001. Текущая работа по пересмотру этого стандарта представляет собой важное событие для эволюции систем управления качеством.
По сравнению с первым проектом (CD-1) документ содержит множество новых функций. Среди внесенных изменений: несколько ссылок на «культуру качества» и этику; новые определения, соответствующие проекту ISO/CD 9000; более четкое разделение рисков и возможностей посредством новых пунктов 6.1.2 (« Действия по устранению рисков ») и 6.1.3 (« Действия по устранению возможностей »); конкретная ссылка на « инфраструктуру для удаленной и гибридной работы »; существенная переработка Приложения А, в котором теперь представлена ??концепция «мышления, основанного на возможностях» и ссылки на руководства по применению (например, на стандарты серии ISO 10000).
Данный проект представляет собой важный шаг в процессе пересмотра ISO 9001, поскольку это последний рабочий проект перед DIS (проектом международного стандарта).
Источник: UNI
UNI (Италия): обновление стандартов на профессии, связанные с кинологией
18 февраля 2025 г.
Рабочая группа NI/CT 006/GL 22 «Кинологические профессии», действующая в рамках Комиссии по нерегулируемой профессиональной деятельности, на протяжении семи лет проводит кропотливую работу по нормативному регулированию сектора в соответствии с положениями Закона 4/2013 «О профессиях, не организованных в ордена или коллегии». Рабочая группа, созданная в конце 2016 года и также действующая на европейском уровне в рамках CEN/TC 452 «Собаки-помощники» (секретариат которого в 2022–2024 г.г. вел UNI), стала свидетелем активного участия различных ассоциаций, спортивных организаций, учебных заведений, университетов и институциональных структур.
Пять лет назад был опубликован стандарт UNI 11790:2020 «Нерегулируемая профессиональная деятельность. Дрессировщик собак и эксперт по поведению собак. Требования к знаниям, навыкам и компетентности». Недавно рабочая группа продолжила работу, опубликовав следующие новые документы:
UNI 11846:2022 «Нерегулируемая профессиональная деятельность. Дрессировщик собак. Требования к знаниям, навыкам, независимости и ответственности»;
UNI 11847:2022 «Нерегулируемая профессиональная деятельность. Инструктор по спорту с собаками, специализирующийся на спортивной подготовке для занятий спортом с собаками. Требования к знаниям, навыкам, независимости и ответственности»;
UNI 11848:2022 «Нерегулируемая профессиональная деятельность — Эксперт-дрессировщик собак в области действий с участием животных (AAI) — Требования к знаниям, навыкам, самостоятельности и ответственности».
Для завершения этих мероприятий по реорганизации сектора UNI разработал три наилучшие (справочные) практики – документы неполного консенсуса, связанные с другими профессиями в секторе собаководства, а именно с профессионалами по разведению собак (UNI/PdR 128:2022); с организациями и тренерами по дрессировке собак (UNI/PdR 160-1:2024) и мастерами по грумингу (UNI/PdR 160-2:2024).
Источник: UNI
Нидерланды: опубликован новый стандарт по описанию почвы, ила и грунтовых вод
24 февраля 2025 г.
Опубликован стандарт NEN 6693 «Почва, ил и грунтовые воды. Наблюдение и описание (воды) почвы, грунтовых вод, почвы и извлеченного материала». Стандарт касается описания почвы и грунтовых вод, включая методы полевых наблюдений и полевые испытания для исследований окружающей среды. К основным причинам принятия нового стандарта относятся:
внедрение на национальном уровне стандарта NEN-EN-ISO 25177 «Качество почвы. Описание полевых почв» - основного стандарта в области охраны окружающей среды, почвоведения, сельского хозяйства;
необходимость расширения содержания NEN 5706 «Руководящие принципы описания сенсорных восприятий при проведении экологических исследований почв»;
отмена NEN 5104 «Геотехника. Классификация образцов грунта», на который ссылается стандарт NEN 5706 и голландское почвенное законодательство;
принятие NEN-EN-ISO 14688-1 «Геотехнические исследования и испытания. Идентификация и классификация грунтов. Часть 1. Идентификация и описание» и NEN 8990 «Голландское дополнение к NEN-EN-ISO 14688-1»;
необходимость включения в стандарты описания ила, а также органолептических характеристик при отборе проб воды.
Все действующие стандарты касаются описания почвы, но различаются по области применения, поэтому было решено объединить необходимые элементы в одном новом стандарте NEN 6693. С его публикацией NEN 5706 будет отменен, существенные аспекты уже отмененного NEN 5104, упомянутые в NEN 5706 и в законодательстве, теперь включены в NEN 6693 с некоторыми незначительными изменениями. Например, «суглинок» теперь называется «илом», а нижний предел для гравийного типа почвы стал 50 процентов вместо 30 процентов. Кроме того, фракции размера зерна определяются несколько иначе. Эти изменения гарантируют, что NEN 6693 соответствует NEN-EN-ISO 14688 и голландскому дополнению NEN 8990.
NEN 6693 будет упоминаться во всех видах законодательных актов и нормативных актов, включая руководящие принципы и протоколы, которые Фонд по обеспечению качества инфраструктуры и управления почвенными ресурсами (SIKB) разрабатывает для почвы, воды, археологии, защиты почв и данных. Для разъяснения принципов работы и истории стандарта NEN организует вебинар 31 марта.
UNE возглавляет разработку нового европейского стандарта для оценки устойчивой практики европейских фабрик
17 февраля 2025 г.
Являясь партнером проекта ECOFACT R&D&I, Испанская ассоциация по стандартизации (UNE) возглавила разработку нового европейского документа неполного консенсуса CEN Workshop Agreement (CWA), который предоставляет европейским заводам методологию для демонстрации улучшений в области устойчивого развития и борьбы с изменением климата с помощью ключевых показателей эффективности.
Этот документ разработан рабочей группой CEN, в состав которой вошли 19 европейских экспертов из шести стран. Проект документа подлежит общественному обсуждению до 10 марта и доступен на веб-сайте Европейского комитета по стандартизации (CEN) под заголовком: «Проект по управлению энергопотреблением и устойчивому производству (EMSM) на заводах промышленных организаций».
Источник: UNE
Швеция (SIS): батутные парки станут безопаснее
18 февраля 2025 г.
Батутные парки пользуются большой популярностью, однако произошло несколько серьезных несчастных случаев, в которых как дети, так и взрослые получили травмы головы, шеи и спины, серьезные переломы рук и ног.
После сообщений о серьезных несчастных случаях Шведское агентство по защите прав потребителей выступило с инициативой разработать европейский стандарт совместно со Шведским институтом стандартов (SIS), представителями индустрии батутных парков Швеции и экспертами из других стран. Большой интерес проявили также страны за пределами Европы, и на раннем этапе работы было решено, что стандарт затем станет международным стандартом.
Шведское агентство по защите прав потребителей отвечает за надзор за безопасностью батутных парков и использует этот стандарт в своей работе. Применение стандартов является добровольным — компания может предложить безопасный продукт или услугу другим способом, но затем ей, возможно, придется приложить немало усилий, чтобы продемонстрировать, что продукт или услуга безопасны.
Стандарт для батутных парков содержит различные типы требований, например, к конструкции оборудования и к тому, как оно должно функционировать, а также правила эксплуатации батутного парка. Он также служит инструментом оценки рисков.
Теперь стандарт переведен на шведский язык, дополнен шведскими терминами и несколькими пояснениями, чтобы облегчить его использование тем, кто управляет батутными парками, и тем, кто проводит проверки безопасности.
В 2025 году Шведское агентство по защите прав потребителей планирует провести проверку батутных парков страны, в ходе которой, среди прочего, будет проверено, соответствуют ли парки требованиям стандарта и законодательства.
Источник: SIS